02:00 

Христианские святые-покровители переживших изнасилование

Крия
No fear, no mercy, no regret
Некоторое время назад, копая матчасть для Больных ублюдков, я задалась вопросом, кто из святых считается покровителем переживших изнасилование. Казалось бы, насилия в Библии - куда уж больше, однако выяснилось, что на этот вопрос не так-то просто ответить. Итак...

Первым делом - кто такие святые-покровители:
Свято́й покрови́тель (патрональный святой) — святой в христианской религии, который считается защитником отдельного человека, храма, населённого пункта, народа, страны, представителей отдельной профессии или какой-то социальной группы. Уже в IV веке именами апостолов и мучеников стали называть новорожденных, в надежде на благословение. Предмет покровительства начали связывать с легендами про святых. Например, Франциск Ассизский, любящий природу, стал святым покровителем экологов, а Франциск Сальский, будучи писателем, считается покровителем писателей и журналистов. Такому сравнительно современному изобретению, как телевидение, было присвоено покровительство Клары Ассизской[1], так как она, согласно одной из легенд, смогла видеть и слышать рождественскую мессу, лёжа с болезнью в кровати. Исидор Севильский — покровитель Интернета. ©

Свои святые есть у болезней, опасностей и прочих бед, у профессий и занятий, у местностей, у отдельных этнических групп. Кто же основные кандидаты на "должность" покровителей переживших изнасилование?

Раннехристианские мученицы. Многие их истории похожи друг на друга, можно предположить, что их таких было значительно больше. Девушка знатного происхождения отказывает ранимому кукусику, и в отместку тот сдает ее властям как тайную христианку.

Агне́сса Римская (1 век, Рим) - отвергла сватовство сына римского префекта, отправлена в бордель (голая по улицам, как Серсея Ланнистер), после чего ее пытались сжечь как колдунью, не смогли и зарезали мечом. Есть мнение, что ей было 12 лет.

Potamiana (1 век, Египет) - была арестована вместе с матерью Марселлой и отказалась отречься от христианства под угрозой, что ее отдадут на забаву гладиаторам. Казнена кипящей смолой после многочисленных пыток. Осталась в истории тупо потому, что попутно обратила в христианство римского солдата.

Свята́я Ага́та (III век, Сицилия) - родилась в богатой сицилийской семье, отвергла городского префекта, публичный дом, тюрьма, пытки, отрезанная грудь, казнь через костер.

Луци́я Сираку́зская (IV век, Италия) - дочь богатого римского гражданина, возраст - около двадцати, отвергла жениха, бордель, пытки, казнь мечом.

Средние века

Solange (IX век, Франция) - пастушка отказала знатному, он попытался увезти ее силой, она сопротивлялась, он от злости зарубил ее мечом.

Современницы (ХХ век, истории как под копирку)

Мария Горетти (1890-1902, Италия, святая, блаженная и досточтимая) - одиннадцатилетняя девочка была дома (на ферме), когда двадцатилетний сосед начал домогаться ее. Это происходило не впервые, о предыдущих двух попытках девочка никому не говорила, т.к. сосед угрожал ей смертью. В этот раз он принес нож. Мария сопротивлялась и сумела предотвратить изнасилование, однако получила 14 ножевых ранений и скончалась в больнице, простив своего убийцу.

Antonia Mesina (1919-1935, Италия, блаженная) - пятнадцатилетняя католичка и активистка собирала хворост в лесу, когда на нее напал девятнадцатилетний парень и попытался изнасиловать. Антония сопротивлялась и сумела предотвратить изнасилование, однако была убита 74 ударами камнем.

Pierina Morosini (1931-1957, Италия, блаженная) - фабричная работница, 26 лет, шла домой в три часа дня, забита камнями, т.к. сопротивлялась насильнику.

Еще некоторые версии: 11 Saints Who Endured Sexual Abuse

Один из моментов, который дичайше выносит мне мозг в этом всем, это подчеркивание того, что все они таки сохранили девственность. Можно представить себе, сколько было изнасилованных, погибших и вычеркнутых из истории на основании того, что насильнику удалось совершить начатое; сам факт того, что пережившим изнасилование предлагается молиться тем, кто сумел его избежать (ценой жизни), кажется мне верхом цинизма и одним из столпов виктимблейминга (месседж "лучше умереть, чем быть изнасилованной")
Немного о девах-мученицах и их значении в культуре насилия: Rape Culture and the Construction of Virgin Saints

Остается открытым вопрос об аналогичных историях о мужчинах-святых.

Вопрос: спасибо за пост?
1. Спасибо 
16  (100%)
Всего: 16

@темы: так встали буквы, мой ориджинал «Больные ублюдки», в моей голове, «Посоветуйте, что почитать» - «Почитай отца своего и мать свою»

URL
Комментарии
2018-12-07 в 02:11 

Motik71
Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у нас остается.
Крия, чет вот это улыбнуло) после чего ее пытались сжечь как колдунью, не смогли дождь пошел или она несгораемая была?:lol:

а вообще, сложная тема, да, для пережившей насилие) сам факт того, что пережившим изнасилование предлагается молиться тем, кто сумел его избежать (ценой жизни), кажется мне верхом цинизма и одним из столпов виктимблейминга (месседж "лучше умереть, чем быть изнасилованной") + много) но за пост спасибо:bigkiss:

2018-12-07 в 02:19 

Крия
No fear, no mercy, no regret
Motik71, дождь пошел или она несгораемая была?
Есть несколько версий - языки пламени расступались, дрова не горели...

:crzhug:

URL
2018-12-07 в 08:04 

Keishiko
Advocatus diaboli
Кмк, там немного не так. Вот же выше первые святые оказывались в борделе - и это не мешало святости. Но именно смерть за христианские убеждения дает статус мученика ( или блаженного, но там еще чудеса по заступничеству нужны), а у этих девушек убеждения выражались вот так. Если бы они были изнасилованы и не умерли, не было бы повода для беатификации.

2018-12-07 в 14:58 

Крия
No fear, no mercy, no regret
Keishiko, я привела, скажем так, "сухие факты", насколько вообще можно говорить о фактах в таких ситуациях, но еще в их житиях прописана куча чудесных чудес и подробностей, и с борделем всегда бывает неудача: одну хотели увезти в бордель, но не смогли сдвинуть с места даже быками; другую не смогли изнасиловать в борделе, у желающих все опускалось и они смиренно шли домой; кажется, одна ослепляла наготой; жених вообще свалился замертво. Если почитать, там действительно про каждую это подчеркивается. И это бесит, потому что ты права, это не должно бы мешать святости, но по всей видимости, все же кому-то мешает.

URL
2018-12-07 в 15:40 

Keishiko
Advocatus diaboli
Крия, да эти жития святых - на 90% народные байки. С учетом нравов тех времен. Конечно, сейчас они дико смотрятся.

2018-12-07 в 17:13 

Крия
No fear, no mercy, no regret
Keishiko, ну это само собой, поэтому я в кавычках пишу "факты" даже про то, что вполне похоже на правду, а про чудеса вообще не пишу. Но вот в чем фокус, несмотря на то, что эти конструкты безнадежно устарели, их ставят в пример современным девушкам как образец чистоты и нравственности. Пока я искала информацию для этого поста, я видела это не раз. Например. Легким движением руки смерть за убеждения превращается в фетиш девственности.

URL
2018-12-07 в 17:43 

Keishiko
Advocatus diaboli
Крия, увы, это у практически любой религии так. Тащат из глубины веков то, чем удобнее манипулировать другими. Причем даже больше тащат не официальные лица, а сам же народ. Традиции, устои, скрепы, вот это все.

2018-12-07 в 19:02 

Крия
No fear, no mercy, no regret
Keishiko, официальные лица тоже разные бывают. Некоторые очень любят вспоминать про скрепы, когда это им удобно.
К слову о скрепах


Религия - двусторонний процесс, официальные лица сформулируют какую-то философскую заумь, паства интерпретирует, упрощает, трансформирует. Официальные лица сдаются, интегрируют это трансформированное в догмат, формулируют по-умному, и опять по кругу.
Самое страшное, когда вот этот гибрид философии с суевериями становится частью политики всего государства.

URL
2018-12-07 в 22:08 

Keishiko
Advocatus diaboli
Крия, насчёт догматов я сомневаюсь, скорее включают в религиозную традицию. Но вообще об этом сложно говорить, потому что религии разные, и даже вот эта табличка для кого-то будет частично норм, а для кого-то дикость от и до.

2018-12-07 в 23:16 

Крия
No fear, no mercy, no regret
Keishiko, ну я имею в виду, в первую очередь, вещи типа замены языческих праздников христианскими - потому что люди-то празднуют. Был языческий йоль, отмечавший зимнее солнцестояние - ну давайте день рождения сына нашего бога праздновать, чтоб вы елки кишками врагов не украшали, а то неудобно получается. Много же такой "обратной связи".

Но и догматы тоже. Например, иконопочитание - они там спорили, надо оно христианству или не надо, то запрещали, то разрешали, туда-сюда по двадцать раз, и конечно, были разные причины, но подход незамутненной паствы однозначно сыграл свою роль.
В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием… Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т. д. … Иными словами, с иконопочитанием происходило то, что раньше происходило часто с культом святых и почитанием мощей. Возникнув на правильной христологической основе, как плод и раскрытие веры Церкви в Христа, — они слишком часто отрываются от этой основы, превращаются в нечто самодовлеющее, а следовательно, ниспадают обратно в язычество.
— Шмеман А. Исторический путь Православия

URL
     

My Twisted Little Fantasy World

главная